Задачи по воспитанию общей выносливости

2. Задачи по воспитанию общей выносливости

Они состоят в пер­вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной вы­носливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в фи­зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличива­ется значение комплексного воз­действия на все ее факторы. Основная задача при этом заклю­чается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функ­циональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо от­дельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени­ем выносливости. Это предполагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.

Основны­ми задачами развития общей выносливости явля­ются:

— способствовать повышению максималь­ного уровня потребления кислорода как важ­нейшего фактора аэробной производительнос­ти;

— развивать способность и поддерживать дли­тельное время работу в условиях максимального потребления кислорода;

— совершенствовать быстроту развертыва­ния согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.

3. Средства воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере­менной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Средствами развития общей выносливости яв­ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при со­блюдении следующих условий:

-активное участие в работе крупных групп мышц;

-значительная продолжительность работы;

-интенсивность выполняемой работы долж­на быть умеренно-большой, но не выходить за пре­делы аэробного энергообеспечения.

К таким средствам относятся:

1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжитель­ности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре­ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

4. Челночный бег 4 х 100 м.

5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).

6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое про­извольными ускорениями.

7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.

12. Прыжки через короткую скакалку. Длитель­ность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков — 135-140 раз в минуту.

13. Преодоление несколько раз подряд отдель­ных элементов и их сочетаний из полосы препят­ствий.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами:

1) ин­тенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха­рактеризуется скоростью движения, а в ациклических — ко­личеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. При умеренной интен­сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха­ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива­ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму­щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея­тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме­нение внешних количественных показателей (в течение известно­го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб­ной.

www.kazedu.kz

Это может быть интересно:

Влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные особенности
Групповые тренировки: все виды и направления
Выбираем правильные нагрузки для оздоровления, сброса веса или роста мышц (кардиозоны)
Аэробные упражнения от диабета
АЭРОБИКА ИЛИ СИЛОВЫЕ НАГРУЗКИ

Метки: , ,