Подготовка к теоретико-методическому туру олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» (стр

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Специальная выносливость — это способность человека противостоять утомлению в специфическом виде мышечной деятельности.

Рис. 4. Классификация видов выносливости

Скоростная-алактатная выносливость — это способность противос­тоять утомлению в кратковременной работе максимальной интенсивности (около 20 секунд).

Скоростная-гликолитическая выносливость — это способность про­тивостоять утомлению при кратковременной работе субмаксимальной интен­сивности (работа до 3 — 5 минут).

Смешанная анаэробно-аэробная выносливостьэто способность противостоять утомлению в работе с большой интенсивностью (свыше 3 — 5 минут).

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению в работе со значительным мышечным напряжением (около% от максимального).

Сенситивные периоды развития выносливости. В целом вынос­ливость необходимо начинать развивать в 7 — 9 лет (преимущественно развивается аэробная, общая выносливость), в 14-17 лет — специальную выносливость. «Пик» развития выносливости наблюдается в молодом и зрелом воз­расте — 20 лет и старше.

Методика воспитания общей выносливости

1. Развитие возможностей сердечно-сосудистой системы.

2. Развитие возможностей дыхательной системы.

3. Развитие возможностей системы крови (аутогеммотрансфузия).

Основные средства: физические упражнения, выполняемые длительное время с умеренной или большой интенсивностью и с вовлечением большин­ства мышечных групп (не менее 2/3 мышечных групп участвуют в работе). Например: ходьба, бег, лыжи, плавание.

а) равномерный (стандартно-непрерывный). ЧСС уд/мин, или 60 – 80 % от МПК. Продолжительность от нескольких минут до нескольких часов;

б) непрерывно-переменный. Варьирование ЧСС от уд/мин. до уд/мин. — кросс по пересеченной местности;

в) интервальный — работа — 1,5 минуты, интервал отдыха небольшой, ЧСС должна несколько увеличиваться. Интенсивность — 75 – 85 % от макси­мальной, отдых — 1-1,5 минуты, к концу отдыха ЧСС — уд/мин. Число повторений — 3-4.

Методика развития специальной выносливости

Развитие скоростной алактатной выносливости (борьба, бокс, средние дистанции). Интенсивность — максимальная (95-100 %), длительность одного повторения — до 20 секунд, число повторений в серии — 3-4, отдых (пассивный) — до 1,5 — 2 минут, количество серий — от – 2 — 3 до 4 — 6.

Методика развития скоростной гликолитической выносливости (бокс, борьба). Интенсивность —%, длительность одного повторения — от 20 секунд до 2 минут. ЧСС — до уд/мин, число повторений — 3- 4, интервал отдыха — переменный от 5 — 6 минут до 1-2 минут. Между сериями большой интервал отдыха — доминут, 1-2 серии.

Методика развития аэробно — анаэробной выносливости. Интенсивность —% от максимальной, продолжительность — от 2 до 10 минут, число повторений — 1-3.

Силовая выносливость. Методика Цимермана: отягощение — 40-50 % от максимального веса, число повторений — 15-25, темп — средний. Выпол­няется 15-20 упражнений или 15-20 станций, отдых между станциями — 30-60 секунд.

Диагностика уровня развития выносливости

При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изме­нений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты:

1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.

2. 6-минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минут­ного бегового теста. Используется для оценки выносливости детей 7 -17 лет.

3. Гарвардский степ — тест. 5-минутное восхождение на ступень высотой 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений после нагрузки и её вос­становление.

4. Бег или ходьба на различные дистанции — в зависимости от возраста (м — дети 7-10 лет, м — 11 лет и старше).

5. Существует большое количество тестов для определения специальной выносливости, принятых в различных видах спорта.

1. Можно ли воспитывать выносливость в детские годы?

2. В чём основные различия методики развития общей и специальной выносливости?

2.4.5 Основы воспитания гибкости

Гибкость — это вид физических способностей человека, которые опре­деляют его возможности выполнять движения с максимальной амплитудой.

Факторы, определяющие уровень развития гибкости:

• пол (у женщин — выше, у мужчин — ниже) и возраст человека;

• эластичность мышц, связок, суставных сумок;

• температура тела (разминка);

• температура окружающей среды;

• способность мышц к расслаблению;

• степень утомления мышц (чем выше утомление, тем ниже гибкость);

• уровень силовой подготовленности и др.

1. В основе — режим работы мышц: а) динамический;

б) статический; в) смешанный — статодинамический.

2. В основе — наличие или отсутствие внешней помощи:

а) активная гиб­кость — за счет собственных усилий; б) пассивная гибкость — за счет внешних усилий (пассивная гибкость выше, чем активная); в) анатомическая под­вижность — подвижность суставов в чистом виде, без мышц, связок, сухо­жилий. Запас гибкости — это разница между активным и пассивным видами гибкости.

3. Смешанная (в основе — сочетание режима работы и величины по­мощи):

• дозированная пассивно-статическая (удержание позы с внешней помощью);

• дозированная пассивно-динамическая (пружинящие движения с внеш­ней помощью);

• максимальная пассивно-статическая (удержание позы при макси­мальной внешней помощи);

• максимальная пассивно-динамическая (пружинящие движения с макси­мальной внешней помощью).

Подвижность в отдельных суставах слабо взаимосвязана между собой.

Сенситивный период развития гибкости: дошкольный и младший школьный возраст.

Задачи и правила развития гибкости

При развитии гибкости выделяют 2 группы задач:

1.Повышение уровня развития гибкости.

2. Поддержание достигнутого уровня развития гибкости.

Правила развития гибкости:

1. Предварительно разогревать мышцы (подготовительные упражнения, одежда, растирки).

2. Соблюдать правила техники выполнения упражнений (упражнения выполнять плавно, до появления чувства боли);

3. Регулярность занятий (для повышения уровня — ежедневно, для под­держания — 3 — 4 раза в неделю).

4. В крайне отведенном состоянии дальнейшее напряжение мышц только за счет статического усилия.

5. Учитывать индивидуальный диапазон подвижности занимающихся.

6. Дыхание спокойное, ритмичное, короткий вдох через нос и короткий выдох через рот. Дыхание поверхностное, в интервалах отдыха — глубокое.

7. Нельзя давать несколько упражнений на сходные группы мышц подряд.

8. При появлении острой боли упражнения прекратить.

Методика воспитания гибкости

Средства воспитания гибкости достаточно разнообразны (рис. 5).

Методы развития гибкости

Метод растягивания: а) динамическое растягивание (махи);

б) стати­ческое растягивание (пассивное; активное секунд); режим напряжение-расслабление-растяжение (РМР). Принимается поза, статическое напряжение мышц секунд), расслаблениесекунды), растяжение мышц секунд)).

Методы развития гибкости по классификации, принятой в плавании:

• баллистический т. е. рывковые движения;

• баллистический с задержкой (задержка 6 секунд);

• пассивный подъем и активная задержка (6 секунд);

• пассивное растягивание и длительная задержка (30-60 секунд);

• активный подъем согнутой конечности за 6 секунд, затем разгибание и активная задержка на 6 секунд.

Рис. 5. Средства развития гибкости

Дозировка нагрузки. Количество повторений в одном подходе:активных движений,маховых, секунд статических,пас­сивных. Интервалы отдыха — от 10-15 секунд до 2 — 3 минут между подходами. Если используются упражнения с отягощениями, то вес отягощения не должен превышать 50 % от максимального.

Диагностика уровня развития гибкости

Для измерения гибкости используют различного рода приспособления, позволяющие определить угловые характеристики в суставах (гониометры и др.).

Также определение уровня гибкости проводится при помощи тестов:

1. Наклоны туловища вперед в положении седа или из положения стоя.

2. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе (для оценки подвижности плечевого пояса).

3. «Мост» — учитывается расстояние от пяток до кончиков пальцев.

4. Разведение ног — «шпагат». Проводится в 2-х вариантах: в стороны и вперед-назад. Измеряется расстояние от вершины угла, образуемого ногами до пола.

1. Какие естественные факторы способствуют увеличению подвижности в суставах?

2. В каких видах гибкости (активной или пассивной) достигается наибольшая амплитуда движений?

3. Какие средства используются для развития гибкости?

2.5 Формы построения занятий в физическом

воспитании. Контроль в физкультурной деятельности

В начале следует уточнить содержание понятий «занятие» и «урок» в ТФК: под занятием понимается наиболее общая («родовая») форма орга­низации физкультурного образования учащихся, а урок является лишь разновидностью физкультурного занятия.

Формы занятий могут быть:

а) урочные, отличительные черты:

• программа (конспект урока);

• однородный состав занимающихся;

б) неурочные, отличительные черты:

• ограниченное содержание занятия;

• упрощенная структура занятия;

• проявление личной инициативы занимающихся;

• содержание занятий определяется интересами занимающихся.

Классификация неурочных форм:

1. По численности занимающихся:

2. По систематичности занятий:

Классификации урочных форм занятий:

1. По целевой направленности:

• уроки ОФП (общего воздействия, школа);

• уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ОМОН-спецназ, училища, техникумы и т. п.);

• уроки ЛФК (система здравоохранения).

2. По образовательной направленности:

• уроки изучения нового материала (много объяснений, простоев);

• уроки закрепления и совершенствования;

• смешанные — комплексные уроки;

• интегрированные уроки (уроки межпредметных связей).

Структура урочной формы занятий. Структура урока — это закономерный порядок объединения частей и элементов урока.

Что же входит в состав структуры урока? Разнообразные по характеру значимости структурные единицы, т. е. части и элементы. Можно выделить следующие уровни и соответствующие им части и элементы.

Первый уровень. Отражает наиболее общие характеристики структур занятия. Традиционно на этом уровне выделяют: подготовительную, основную и заключительную части урока. Выделение этих фаз тесно связано с динамикой работоспособности организма.

Существуют 3 фазы в динамике работоспособности:

1. Зона врабатывания.

2. Устойчивое состояние.

3. Зона снижения работоспособности (выраженного утомления).

Биологические закономерности жизнедеятельности организма определяют педагогические основы управления и, наоборот, педагогические приемы и средства управления оптимизируют процессы жизнедеятельности занимающихся, на этом примере прослеживается взаимосвязь биологического и социального в развитии человека.

Назначение частей урока

• начальная организация занимающихся (подготовка к уроку, пост­роение);

• формирование установки на занятие (постановка задач урока);

• функциональная подготовка (легко дозируемые упражнения, ОРУ, бег и т. п.);

• специальная часть разминки (для спортивно-тренировочных занятий).

• решение основных задач урока (обучение движениям, развитие физических качеств, физкультурных знаний, оздоровительные задачи);

• последовательность решения образовательных задач (начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование);

• последовательность развития физических качеств (скоростные — скоростно — силовые — выносливость).

• цель — снижение функциональной активности;

• используются легко дозируемые упражнения;

Второй уровень. На этом уровне части занятия разбиваются на более мелкие структурные единицы: организация условий проведения занятий (санитарно-гигиенических, материально-технических и т. д.), организация процесса концентрации внимания учащихся, подготовка организма к решению основных задач занятия, изучение нового материала, развитие физических качеств и т. д.

Третий уровень. Объединяет в себе наиболее мелкие, конкретные структурные единицы учебного процесса: частные задачи обучения, исполь­зуемые на занятии физкультурные средства, методы обучения, развития физи­ческих качеств, организации занимающихся. Главное — не состав структурных единиц, а порядок их соединения.

Организация учебной деятельности требует от учителя проявления следующих действий:

• организации педагогического общения с учениками;

• размещения учащихся в процессе выполнения заданий;

• установления порядка выполнения заданий;

• использования страховки, самостраховки и помощи.

Организация педагогического общения с учащимися на уроках ФК имеет свою специфику: дефицит времени на речевое общение, отсюда необ­ходимо соблюдение ряда требований: краткость и точность речи, образность, соблюдение оптимального темпа и ритма речи и т. д.

Фронтальный метод — класс размещается в шеренгах, в колоннах, по кругу и т. п., так чтобы выполнять одно и то же задание всем вместе.

Групповой метод — класс делится на группы (отделения, звенья, команды), каждая из которых выполняет свое задание.

Станционный метод — по типу круговой тренировки, класс разбивается на такое количество групп, сколько организуется станций, учащиеся после­довательно переходят от одной станции к другой, совершая круг или несколько кругов.

Индивидуальный метод — отдельное задание для того или иного ученика, в соответствии с которым он и размещается на площадке, в зале.

Порядок выполнения заданий:

• поочередно: а) раздельное выполнение упражнения, при котором последующее задание выполняется после выполнения предыдущего; б) поточное выполнение, при котором на фазу окончания предыдущего упражнения приходится фаза начала последующего упражнения.

Контроль и самоконтроль в физкультурной деятельности

Контроль — это получение, анализ и обработка информации о состоянии занимающихся.

Содержание контроля составляют преимущественно две стороны: 1) по­лучение информации о состоянии учащихся и 2) сравнение данной ин­формации с информацией о запланированном состоянии занимающихся. И, в случае необходимости, внесение изменений в предыдущие звенья уп­равления: планирование, организацию, регулирование.

В содержание контроля входит анализ состояния следующих видов подготовленности:

• физической (кондиционной), т. е. уровня развития физических качеств;

• технической, т. е. уровня овладения двигательными действиями;

• теоретической, т. е. степени сформированности физкультурных знаний;

• функциональной, координационной и др.

• оперативный (в течение занятия);

• текущий (по результатам нескольких занятий);

• этапный (контроль состояния за относительно длительный промежуток времени).

а) беседа; б) интервью (метод Валика); в) анкетирование;

а) журнал; б) протоколы соревнований; в) отчеты; г) рабочие тетради тренера, учителя; д) дневник спортсмена, дневник самоконтроля.

а) инструментальные (хронометраж и др.); б) визуального наблюдения (окраска кожных покровов, дыхание);

• измерение морфофункциональных показателей: роста, веса, типа те­лосложения, ОГК, ЭГК, ЧСС, АД, ЖЕЛ, определение физической работоспособности по степ-тесту, тесту Купера или велоэргометрии.

• измерение показателей физической подготовленности: тесты на ско­ростные способности, скоростно-силовые способности, силу, силовую вы­носливость, общую выносливость, гибкость.

1. Дайте характеристику урочной формы занятий.

2. Какие формы построения занятий относятся к неурочным?

3. Что лежит в основе структуры занятия?

4. Какие показатели необходимо учитывать в процессе оперативного, текущего и этапного контроля?

Раздел 3. Медико-биологические основы физической

культуры и спорта

3.1 Оздоровительное значение физкультурной деятельности

Под здоровьем понимают такое комфортное состояние че­ловека, при котором все его органы и системы работают эффектив­но и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здо­ровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанав­ливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен.

Систематические и грамотно организованные занятия фи­зическими упражнениями укрепляют здоровье человека, ока­зывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий фи­зической культурой повышаются возможности сердца. Оно оп­тимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Хоро­шая циркуляция крови в организме обеспечивает своевременное и достаточное поступление питательных веществ к различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими упражнениями повышают возмож­ности дыхательной системы. Увеличивается емкость легких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кис­лорода, который необходим для образования энергии. Увели­чение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести активный образ жиз­ни. Кроме того, при достаточном энергообеспечении организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит про­студным и инфекционным заболеваниям.

Большое значение в процессе занятий оздоровительной физической культурой имеет соблюдение режима дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком более-менее постоян­но в течение каждого дня. Режим составляется с таким расчетом, чтобы в течение дня обеспечить оптимальное чередование работы с отдыхом. Например, в режим дня школьника входят: пробуж­дение от сна, утренняя гигиеническая гимнастика и туалет; завт­рак; дорога в школу и обучение в ней; обед; послеобеденный от­дых или оздоровительные прогулки; приготовление домашних занятий; помощь по дому; ужин; подготовка ко сну и сон.

Режим дня нужно соблюдать каждому человеку. Его вы­полнение позволяет поддерживать высокий уровень работоспо­собности, рационально планировать свои дела в течение дня и, что самое главное, обеспечивать ритмичность работы своего организма. Такая ритмичность положительно сказывается на физическом состоянии человека, предупреждает развитие про­цессов перенапряжения, содействует укреплению здоровья.

Под закаливанием понимаются гигиенические процеду­ры, оказывающие благоприятное воздействие на повышение устойчивости организма к изменениям температурных условий. Среди этих процедур выделяют воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.

Воздушные ванны являются наиболее доступным способом закаливания. Их можно принимать в любое время года. Основ­ные требования к ним: недопустимость переохлаждения орга­низма, появления синевы губ и «гусиной кожи»; постепенность перехода от высоких к более низким температурам воздуха; со­четание принятия воздушных ванн с физическими упражнени­ями или физическим трудом.

Солнечные ванны принимают в солнечные дни. И самое глав­ное здесь — не допустить перегревания организма. При закали­вании этим способом необходимо соблюдать правило постепен­ного увеличения времени пребывания на солнце. Очень важно также, чтобы на голове был легкий головной убор, предохраня­ющий от солнечного удара. Принимая солнечные ванны, надо учитывать, в какое время года и дня проводится закаливающая процедура. Лучше всего солнечную ванну принимать с утра (доч.) или после полудня (после 16 ч.) когда активность солн­ца снижается. В течение года самая высокая активность солнца приходится на раннюю весну (конец марта — начало апреля) и на первые летние месяцы (июнь — начало июля). Поэтому в этот период особенно важно выполнять все гигиенические требования к закаливанию с помощью солнечных ванн.

Закаливание водой отличается от других его видов наибо­лее сильным закаливающим эффектом. Водные процедуры под­разделяют на четыре основных вида: обтирание, обливание, купание и душ. Обтирание проводят следующим образом. Небольшое жесткое полотенце (можно губку или мягкую рукавицу) смачивают в воде, близкой к комнатной температу­ре. После этого им обтирают тело: сначала руки и шею, затем туловище и ноги. Увлажнив тело, берут сухое махровое полотенце и начинают им растираться до появления легкого покрас­нения кожи.

Обливание водой по своей процедуре похоже на обтирание. В небольшой тазик наливают воду определенной температуры и затем выливают ее на плечи. После того как вода стечет, су­хим махровым полотенцем начинают растирать все участки тела: шею, руки, туловище и ноги. В отличие от обтирания при обливании можно регулировать температуру воды. Начинают закаливание обливанием с температуры воды, равной темпера­туре тела, и затем постепенно ее снижают.

Закаливание купанием можно проводить как в естествен­ных водоемах, так и в домашних условиях — в ванне. Купание отличается тем, что в меньшей степени можно регулировать тем­пературу воды во время процедуры, но зато можно регулиро­вать время пребывания в воде. Во время купания нельзя допус­кать переохлаждения организма, особенно на естественных водоемах. Когда организм сильно переохлаждается, возника­ют судороги мышц ног и рук, в результате пловец может зах­лебнуться и погибнуть. Если температура воздуха недостаточ­но высокая, после купания надо обязательно растереться полотенцем.

Закаливание душем позволяет регулировать не только тем­пературу воды, как при обливании, но и время ее воздействия, как при купании. Поэтому закаливание душем является в сво­ем роде универсальной процедурой. Закаливание проводят сериями, где каждая серия задается с новой температурой воды. Например, начинают закаливаться водой комнатной темпера­туры и продолжительностью процедуры в 1 мин. Постепенно от одного дня к другому продолжительность процедуры увеличи­вают на 30 с. Через 1-2 недели начинают вторую серию. Для этого температуру воды понижают на 1-2°, а продолжитель­ность процедуры вновь составляет 1 мин. В течение 1 — 2 недель продолжительность процедуры постепенно увеличивают. По ис­течении этого срока начинают третью серию и т. д. Основными требованиями к закаливанию душем остаются те же, что и для других процедур: избегать переохлаждения; начинать закали­вание с температуры, близкой либо к температуре тела, либо к комнатной; после проведения процедуры растирать тело до лег­кого покраснения кожи.

Под осанкой понимается привычная и ненапряженная манера человека держать свое тело в положении стоя, сидя, в дви­жении. При правильной осанке плечи человека слегка отведены, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо.

Правильная осанка положительно сказывается на здоровье. Человек, у которого с детства сформировалась неправильная осан­ка, часто страдает болью в спине, ему больно ходить и наклонять­ся, у него нарушается кровообращение, происходит смещение внутренних органов. Поэтому уже в раннем детстве необходимо заниматься физическими упражнениями, позволяющими сфор­мировать правильную осанку.

Правильная осанка во многом зависит от развития силы и выносливости мышц опорно-двигательного аппарата, и в первую очередь, мышц туловища: спины, брюшного пресса, шеи. Упраж­нения на осанку, которые объединяют в специальные гимнасти­ческие комплексы, могут быть двух видов: на формирование пра­вильного положения тела в пространстве и на развитие силы мышц. Первый вид упражнений включает в себя движения с не­большими и легкими предметами на голове. Их выполняют стоя у стены, сидя на стуле и сидя на полу, а также во время обычной ходьбы и ходьбы с перешагиванием через лежащие предметы. Главная задача этих упражнений — сохранение такого положе­ния тела, при котором предмет, лежащий на голове, не должен упасть. Второй вид упражнений слагается из движений, направ­ленно развивающих отдельные мышечные группы: спины, брюш­ного пресса, верхних и нижних конечностей. Эти упражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями, например с гантелями, штангой, эспандером, резиновыми бинтами.

В течение жизни осанка человека может меняться. Это связано с различными факторами, в первую очередь — с особен­ностями и характером трудовой деятельности человека. Если трудовая деятельность отличается малоподвижностью (гиподи­намией), то мышцы туловища не получают достаточной трени­ровки и со временем ослабевают, что и становится причиной на­рушения осанки. Если же трудовая деятельность связана с тяжелым физическим трудом, с большими мышечными напря­жениями, то в течение рабочего дня мышцы быстро утомляют­ся и не могут достаточно эффективно поддерживать туловище. В этом случае утомление может стать причиной нарушения осанки. Поэтому человеку, какой бы он деятельностью ни за­нимался, необходимо постоянно следить за своей осанкой, осу­ществлять профилактику ее нарушения с помощью занятий спе­циальными физическими упражнениями.

При малоподвижной трудовой деятельности нужно ежед­невно выполнять комплексы упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и подвижность суставов. Кро­ме ежедневных комплексов упражнений на профилактику осанки рекомендуется заниматься общефизической подготов­кой, связанной с развитием физических качеств. Если работа физически тяжелая, надо в течение дня выполнять комплек­сы упражнений на расслабление мышц, на увеличение актив­ности дыхания и кровообращения. Эффективному восстанов­лению мышц и организма в целом хорошо помогают физкультурно-оздоровительные мероприятия. Среди них мож­но выделить физкультминутки и физкультпаузы в режиме трудовой деятельности, ежедневные прогулки и игры на све­жем воздухе.

3.4 Оказание первой доврачебной помощи

Во время занятий физическими упражнениями могут возникнуть различные травмы, и тогда надо своевременно и бы­стро оказать первую доврачебную помощь.

Ушибы обычно возникают при ударах о твердую поверхность. При легких ушибах рук или ног повреждаются мягкие ткани и мелкие кровеносные сосуды, что вызывает постепенное опуха­ние тканей и кровоизлияния. Если это произошло, надо постарать­ся на место ушиба побыстрее приложить что-нибудь холодное (на­пример, губку или полотенце, смоченное холодной водой, кусочки льда или снега). Ушибленному месту надо постараться придать возвышенное положение и после этого обратиться к врачу.

При ушибах живота повреждению подвергаются внутренние органы. В этих случаях пострадавшему нельзя давать пить, разрешать употреблять пищу. Ему надо обеспечить покой и срочно вызвать врача. Так же следует поступать и при сильном ушибе груди.

При ушибах мышц необходимо на место ушиба положить смоченное холодной водой полотенце (ткань) или грелку со льдом (снегом), затем наложить на область кровоизлияния да­вящую повязку. При ушибах живота запрещается пострадав­шему давать воду и пищу, его надо срочно доставить в медицин­ское учреждение. При ушибах груди, сопровождающихся кровохарканьем, также требуется немедленно доставить пост­радавшего в медицинское учреждение.

При разрыве связок возникает резкая, острая боль, движе­ния в области сустава ограничены и болезненны, возможна при­пухлость в области сустава. В этих случаях необходимо наложить холод на область повреждения и затем давящую повязку. При необходимости накладывается транспортная шина на конеч­ность, как при переломах.

При вывихах появляются боль в области травмированного сустава, утрата нормальной подвижности, вынужденное поло­жение конечности или изменение ее формы в области сустава. Все вывихи подлежат срочному вправлению только в лечебных учреждениях. Поэтому перед транспортировкой пострадавше­му на поврежденную конечность накладывают транспортную шину или фиксирующую бинтовую повязку для обеспечения неподвижности. Для снятия боли дают анальгин.

При переломах возникают боль при нагрузке в области пе­релома, отек тканей. Переломы бывают закрытыми и открыты­ми.

При открытых переломах в области перелома имеется откры­тая рана. Для оказания первой помощи необходимо наложить транспортную шину. При закрытых переломах шину можно на­кладывать поверх одежды. При открытых переломах необходи­мо сначала наложить на рану стерильную повязку, а затем при­ложить и закрепить транспортную шину. После наложения шины пострадавшего надо срочно отвезти в медицинское учреждение.

Во время занятий можно пораниться. При ранах происходит нарушение целостности кожных покровов. Раны могут быть по­верхностными и глубокими. К поверхностным ранам относят ссадины и царапины. При таких травмах необходимо: промыть рану дезинфицирующим раствором (например, перекисью во­дорода или слабым раствором марганцовки); промазать рану зеленкой или йодом; наложить повязку на рану.

При глубоких ранах возникает обильное кровотечение. Поэтому, чтобы не допустить значительной потери крови, сна­чала необходимо остановить кровь. Для этого выше раны на­кладывают жгут и крепко его стягивают. В качестве жгута мож­но использовать платок, поясной ремень или кусок скрученной ткани. Когда удалось остановить кровотечение, область вокруг раны протирают дезинфицирующим раствором. Все движения при протирании направляют от раны, чтобы не занести в нее инфекцию. Края раны смазывают йодом или зеленкой и накла­дывают стерильную повязку.

После наложения жгута надо обязательно запомнить или записать время наложения, поскольку более чем на 1,5-2 часа жгут накладывать нельзя. Обработав рану, требуется срочно обратиться к врачу.

В зави­симости от причин ранения их подразделяют на резаные, рва­ные, колотые, а также раны, являющиеся следствием ушиба или укуса. Всякое ранение сопровождается болью, которая может быть настолько сильной, что вызывает очень тяжелое состоя­ние пострадавшего — шок. Важнейший признак ранения — кровотечение, сила которого зависит от вида повреждения. Кро­вотечение бывает:

артериальным. Повреждены крупные артерии, и кровь
ярко-красного цвета пульсирующе выбрасывается из раны;

венозным. Повреждены венозные сосуды, и из раны мед­
ленно вытекает кровь темно-красного цвета;

капиллярным. Повреждены мелкие поверхностные со­
суды, и кровь относительно медленно вытекает из раны.

При оказании первой помощи требуется прежде всего ос­тановить кровотечение. Если рана не глубокая и не поврежде­ны крупные сосуды, то ее необходимо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего наложить на рану ватно-марлевую салфетку и плотно перебинтовать стерильным бин­том. Если рана глубокая или повреждены крупные сосуды, что легко угадывается по сильному кровотечению, используют сле­дующие способы остановки крови:

—пальцевое прижатие кровеносного сосуда к кости вбли­зи и выше места ранения;

—круговое сдавливание конечности с помощью жгута вбли­зи и выше места ранения (при наложении жгута необходимо запи­сать время его наложения и записку прикрепить к жгуту, посколь­ку конечность нельзя оставлять в таком состоянии более 1,5 часов);

—предельное сгибание конечности в суставах.

После оказания первой помощи пострадавшего необходи­мо срочно доставить в медицинское учреждение.

При обморожении, которое может возникнуть даже при тем­пературе 0°, сначала ощущается покалывание, жжение, затем наступает побледнение кожи, синюшность и потеря чувствитель­ности. При оказании первой помощи необходимо пострадавше­го как можно быстрее доставить в теплое помещение. Затем, если есть возможность, нужно поместить его в теплую ванну, дать го­рячий чай или кофе. Обмороженный участок тела растирают чистой теплой рукой. Не рекомендуется растирать поврежден­ные участки кожи снегом.

1. Бутин, культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / , , , . — М.: Владос, 2003. – 264 с.

2. Захаров физической подготовки / , , // Под общ. ред. . — М.: Лентос, 1994. — 368 с.

3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов. / Авт.-сост. , – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.

4. Лукьяненко, культура: основа знаний: учебное пособие / . — М.: Советский спорт, 2003. – 256 с.

5. Матвеев, по физической культуре: Вопросы и ответы / . – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002. – 80 с.

6. Программы общеобразовательных учреждений: Физическая культура. Основная школа (5-9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы) / Авт.-сост. – М.: Просвещение, 2006. – 80 с.

7. Сальников, культура: Конспект лекций / . – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.

8. Твой олимпийский учебник / Под общ. Ред. . М., 2004. – 300 с.

9. Физическая культура. Школьные олимпиады. 9-11 кл.: Методическое пособие / Авт.-сост. , , . – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.

10. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. , , . — М., 1997.

11. Чесноков, уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие / , . — М: СпортАкадемПресс, 20с.

Раздел 1. Культурно-исторические основы физической

1.1. Характеристика общей культуры общества и места

в ней физической культуры (ФК)……………………………………………4

1.2. Основные категории теории физической культуры

1.3. Общая характеристика системы физического

1.4. Основы олимпийских знаний…………………………..………………..8

Ссылки по теме:

Какая фаза аэробных упражнений направлена мти
Бесплатные тренировки в Москве
Как восстановиться после тренировки

Метки: , ,