Платонова В

Развитие выносливости

обусловливается высоким содержа­нием гемоглобина, окислительных ферментов и митохондрий и БС-во-локон, в которых преобладает анаэ­робный гликолиз в условиях рабо­ты относительно малой интенсив­ности. Однако, несмотря на то что уровень ПАНО во многом обус­ловлен генетическими факторами, пловцы высокого класса могут вы­полнять работу, требующую затрат 70 — 75 % МПК и более без сущес­твенного накопления лактата, в то время как в организме нетрениро­ванного человека он интенсивно накапливается при работе на уровне 50-70% МПК.

Следует учитывать, что упраж­нения на выносливость с нагрузкой на одни группы мышц не вызовут соответствующих адаптационных изменений в мышечных клетках другой группы; повышение вынос­ливости в беге или езде на велоси­педе еще не обеспечивает соответ­ствующей выносливости при плава­нии. Поэтому функциональный потенциал организма пловца, при­обретенный при работе по разви­тию выносливости, может быть реализован в соревновательной де­ятельности в двух случаях: 1) если он явился результатом применения специфических ^средств трениров­ки; 2) если был приобретен в про­цессе неспецифических для плава­ния упражнений, однако на после­дующих этапах тренировки с помощью комплекса специально-подготовительных средств был адаптирован к специфическим ус­ловиям плавания.

Для достижения высоких пока­зателей выносливости у пловцов должна быть сформирована очень гибкая, вариативная техника, поз­воляющая достигать заданного уровня скорости плавания при су­щественных колебаниях динами­ческих и пространственно-времен­ных характеристик движений. Это позволяет пловцу преодолевать дис­танцию с постоянной скоростью при существенно изменяющейся внутренней среде организма и,

таким образом, демонстрировать высокий уровень выносливости, особенно при проплывании дистан­ций, которые требуют предельной мобилизации анаэробных гликоли-тических возможностей и сопро­вождаются тяжелыми ощущениями утомления.

Поэтому методика развития вы­носливости должна соответствовать особенностям двигательных дей­ствий и функциональных проявле­ний в процессе соревнований. К со­жалению, система педагогических воздействий, обычно реализуемая в практике подготовки квалифициро­ванных пловцов, в основном пред­полагаем моделирование условий соревнований по внешним характе­ристикам упражнений (длина дис­танций и отрезков, скорость их прохождения и т. п.). Не отрицая целесообразности такого подхода, в дополнение к нему следует модели­ровать в тренировочном процессе и все те компенсаторные преобра­зования в динамической и кине­матической структуре движений, деятельности важнейших функцио­нальных систем, которые обеспечи­вают высокую и равномерную ско­рость на всех отрезках соревнова­тельной дистанции.

В процессе развития выносли­вости могут применяться разнооб­разные по характеру и продолжи­тельности упражнения. В арсенале средств развития общей выносли­вости есть упражнения, построен­ные на материале циклических видов спорта, спортивных игр, вы­полняемые на тренажерах. Приме­няемые упражнения могут вовле­кать в работу большую часть мышечного аппарата или же быть узконаправленными, т. е. носить частичный или локальный харак­тер. Упражнения циклического ха­рактера, направленные на развитие общей выносливости, по продолжи­тельности могут достигать 2 —3 ч и более. В то же время развитию, например, алактатных анаэробных возможностей способствуют уп­ражнения длительностью не более

Развитие двигательных качеств у пловцов

20 —30 с. Эффективность различ­ных упражнений во многом зави­сит от методических условий их выполнения. Здесь можно отметить решающую роль таких компонен­тов, как интенсивность работы, продолжительность и характер пауз между упражнениями, общее коли­чество повторений и др. Их измене­ние позволяет сконцентрировать направленность воздействия наг­рузки на целостное развитие вы­носливости или совершенствование ее отдельных составляющих. Изме­няя характер упражнений, можно добиться преимущественного влия­ния, например, на повышение фун­кциональных возможностей сер­дечной мышцы или емкости капил­лярной сети, совершенствование обменных процессов, протекающих непосредственно в мышечной тка­ни, повышение экономичности ра­боты и др. Однако на практике, как правило, не удается узко диффе­ренцировать упражнения по нап­равленности воздействия на отдель­ные компоненты выносливости. Обычно одновременно совершен­ствуется две — три способности, связанные с выносливостью: ана­эробные возможности и психичес­кая устойчивость к утомлению, аэ­робные возможности и эконо­мичность работы, экономичность работы и эффективность использо­вания функционального потенциа­ла, повышение устойчивости и ва­риативности двигательных навыков и вегетативных функций парал­лельно с тактическими способнос­тями и др.

Соревновательные упражнения являются мощным средством целос­тного совершенствования специаль­ной выносливости. При преодоле­нии дистанций в условиях ответс­твенных соревнований у пловцов наблюдается значительно более глу­бокая мобилизация возможностей функциональных систем по сравне­нию с выполнением аналогичных упражнений в процессе трениров­ки. Например, в ответственных со­ревнованиях у спортсменов регис-

трируются большие (на 10 — 25%) величины лактата в крови, кисло­родного долга по сравнению с дан­ными тренировочных занятий. При этом различие тем значительнее, чем эффективнее функциональная и психическая настройка спортсме­нов на соревнования.

Эффективность развития вы­носливости в большой мере зависит от соответствия сдвигов в деятель­ности различных систем и механиз­мов организма пловца тому уровню, который стимулирует наи­более эффективное протекание адаптационных процессов. Так, эф­фективное повышение аэробных возможностей имеет место, если ЧСС во время дистанционной рабо­ты составляет 145— 170 в 1 мин. Ра­бота при меньшей частоте нерацио­нальна, так как не приводит к такой мобилизации деятельности кисло-родтранспортной системы, при ко­торой обеспечивается уровень, спо­собный вызвать эффективные приспособительные реакции; уве­личение частоты сокращений выше указанных величин (например, до 175—180 и более ударов в 1 мин) хотя и приводит к полной мобили­зации аэробных способностей, од­нако связано с существенным во­влечением в обеспечение работы анаэробных механизмов, накопле­нием в тканях продуктов промежу­точного обмена, и как следствие резким снижением суммарного объема тренировочной работы.

22.2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

У пловцов, специализирующихся на длинных и средних дистанциях, развитие общей выносливости дол­жно быть связано с повышением возможностей организма к эффек­тивному выполнению работы боль­шой и умеренной интенсивности, требующей предельной мобилиза­ции аэробных способностей. В этом случае обеспечиваются условия для перенесения больших объемов тре-

ТАБЛИЦА 22.3 Примерное соотношение работы разной направ­ленности при развитии общей выносливости квалифицированных пловцов, специализирую­щихся на разных дистан­циях, % общего объема

нировочной работы, эффективного восстановления после нагрузок, а также создаются необходимые пред­посылки для проявления высокого уровня аэробных возможностей при специальной работе. В качестве при­мера приведем комплексы упражне­ний для развития общей выносли­вости, наиболее широко применяю­щиеся сильнейшими стайерами мира (В. Сальников, Р. Хенкель, Ш. Пфайффер, Д. Эванс, К. Пер-кинс, Г. Хакетт, Я. Торп, Д. Коваль-ски, Э. Брембилла, Г. Смит и др.):

2000 — 3000 м вольным стилем с уме­ренной скоростью (II зона интенсивности);

1000-2000 м с лопатками (И);

2 — 4 х 600 — 800 м вольным стилем с умеренной интенсивностью (II, III);

2 — 4×600 — 1000 м при помощи рук или ног (II, III);

4 — 6 х 400 м вольным стилем или до­полнительными способами (II, III);

1000 — 2000 м вольным стилем или до­полнительным способом переменно при различных вариантах чередования отрез­ков, преодолеваемых с большей (III) или меньшей (I, И) интенсивностью (50 + 50; 100 + 50; 150 + 50 и т. д.)

15 — 20×100 м вольным стилем или дополнительным способом (III);

20 — 30 х 50 м вольным стилем или до­полнительным способом (III).

У спортсменов, специализирую­щихся на спринтерских дистанци­ях, процесс развития общей вынос­ливости значительно сложнее. Ра­бота, направленная на повышение аэробных возможностей, должна выполняться лишь в таком объеме, чтобы обеспечивать определенные предпосылки для эффективного вы-

полнения специфической работы и протекания восстановительных процессов и в то же время не соз­давать препятствий для последую­щего развития скоростно-силовых качеств и совершенствования ско­ростной техники. Основной упор при развитии общей выносливости у пловцов, специализирующихся на коротких дистанциях, должен быть сделан на повышение работоспо­собности при выполнении различ­ного рода общеподготовительных и вспомогательных упражнений, спо­собствующих развитию скоростно-силовых качеств, гибкости, коорди­национных способностей, ана­эробных возможностей.

Таким образом, при планирова­нии работы, направленной на раз­витие выносливости у квалифици­рованных пловцов, прежде всего нужно учитывать зависимость на­правленности этой работы, состава средств и методов от протяженнос­ти дистанции, на которой специа­лизируется спортсмен (табл. 22.3).

22.3. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Процесс развития специальной вы­носливости является строго специ­фичным для пловцов, специализи­рующихся на коротких, средних и длинных дистанциях. Он может предусматривать как комплексное совершенствование всех основных компонентов, определяющих уро­вень этого качества, т. е. целостное

ЧАСТЬ 5

Развитие двигательных качеств у пловцов

развитие специальной выносливос­ти, так и дифференцированное со­вершенствование отдельных важ­нейших составляющих — мощнос­ти или емкости тех или иных путей энергообеспечения, экономичности работы и т. п.

Для достижения высокого уров­ня специальной выносливости плов­цу недостаточно иметь высокий уровень отдельных свойств и спо­собностей, ее определяющих. Следу­ет добиться их комплексного прояв­ления в условиях, характерных для конкретной соревновательной дис­танции. Этого можно достичь лишь при широком применении соревно­вательных и максимально близких к ним специально-подготовительных упражнений, при создании комплек­са условий, характерных для плани­руемой соревновательной деятель­ности.

Существенно влияет на эффек­тивность развития специальной вы­носливости сочетание отрезков раз­ной длины при выполнении прог­раммы отдельного занятия. В прак­тике используются варианты, при которых длина отрезков либо посто­янна, либо колеблется, либо посте­пенно возрастает или убывает.

Интенсивность работы плани­руется так, чтобы скорость преодо­ления отрезков дистанции была близкой к соревновательной. Ши­роко используется преодоление от­резков со скоростью, несколько превышающей соревновательную. При этом следует помнить, что да­же относительно небольшое сниже­ние скорости, по сравнению с пла­нируемой соревновательной, соп­ровождается резким снижением требований к функциональным системам организма и механизмам, определяющим уровень развития специальной выносливости. В то же время нельзя забывать, что если ставится задача повысить уровень развития специальной выносливос­ти применительно к стайерским дистанциям, то преодоление значи­тельного количества коротких от­резков с повышенной скоростью

может привести к энергетически менее экономичной работе на длинных дистанциях.

Протяженность тренировочных отрезков либо дистанций подбира­ется так, чтобы пловец был в состо­янии поддерживать скорость, близ­кую к планируемой соревнователь­ной: пловцам, готовящимся к выс­туплению на дистанциях 100 или 200 м, следует рекомендовать отрез­ки протяженностью 25, 50, 75 м, 100 и 200 м; на 400 м — 50, 100, 200, 400; 1500 м — 50, 100, 200, 400, 800 м.

Если протяженность отрезков значительно меньше предполагае­мой соревновательной дистанции, то длительность интервалов отдыха между ними должна быть невелика — как правило, она должна обеспе­чивать выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Когда отдель­ные тренировочные упражнения продолжительны, то паузы между повторениями могут быть длитель­ными, поскольку в этом случае ос­новное тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого от­дельного упражнения, а не являю­щиеся результатом кумулятивного воздействия комплекса упражне­ний.

Если паузы между упражнения­ми непродолжительны, то их не следует заполнять дополнительной деятельностью, отдых должен быть пассивным. Длительные интервалы могут заполняться малоинтенсив­ной работой и восстановительными процедурами.

Существенное влияние на раз­витие специальной выносливости оказывает сочетание отрезков раз­личной протяженности при выпол­нении программ отдельного заня­тия. Наибольшее распространение в практике получили варианты, при которых длина отрезка в сери­ях является постоянной или посте­пенно убывает. В табл. 22.4 —22.6 приведены примеры тренировоч­ных серий отрезков постоянной длины, которые находят примене-

2

362

ГЛАВА 22 Развитие выносливости

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов

ТАБЛИЦА 22.5 Тренировочные серии, применяемые для развития специальной выносливос­ти Д. Силантьевым (тренер С. Гусев, Украина)

для развития специальной

ГЛАВА 22

при развитии специальной

ние в практике подготовки силь­нейших пловцов мира. Примеры получивших широкое распростра­нение при подготовке пловцов вы­сокого класса тренировочных се­рий с постепенно уменьшающейся длиной отрезков приведены в табл. 22.7. Применение подобных серий позволяет достаточно точно моделировать условия предполага­емой соревновательной деятель­ности. Однако при этом необходи­мо строго придерживаться сле­дующих правил: паузы между от­резками должны быть непродол­жительными (ЧСС не должна снижаться более чем на 10 — 15 уд-мин -1 ); каждый очередной отрезок должен быть короче преды­дущего или иметь такую же длину; общее время серии должно быть близким к тому, которое планирует­ся показать в соревнованиях.

Количество отдельных упраж­нений зависит от их характера, объема нагрузки в занятиях, квалификации и уровня трениро­ванности пловцов, методики по­строения программы занятия и т. д. Таким образом, планируя объем работы, направленной на повыше­ние уровня развития специальной выносливости, исходят из кон­кретной ситуации. При прочих равных условиях количество уп­ражнений может быть увеличено за счет серийного выполнения, а также разнообразия тренировоч­ной программы отдельного заня­тия.

22.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершен­ствования отдельных компонентов, определяющих уровень этого качес­тва — аэробных или анаэробных возможностей, экономичности ра­боты и др. Научные исследования и данные практики показывают, что в процессе целостного развития об­щей и специальной выносливости часто не удается обеспечить равно­мерное совершенствование всех важнейших составляющих этого ка­чества, некоторые из них трудно поддаются развитию и требуют уз­конаправленной специальной тре­нировки.

В первую очередь речь идет о повышении мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения,

Повышение анаэробных воз­можностей организма пловцов предполагает совершенствование двух основных путей энергообеспе­чения работы в анаэробных услови­ях: 1) увеличение количества мак-роэргических соединений в мыш­цах (алактатные возхможности); 2) повышение возможностей глико­лиза (лактатные возможности).

Для повышения анаэробных возможностей используются уп­ражнения:

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов

Зависимость между восстановлением АТФ и креатинфосфата (КрФ) и продолжительностью па­уз отдыха при выполнении работы с максимальной интенсивностью и продол­жительностью 15—20 с (по обобщенным литера­турным данным)

  • преимущественно способству­ющие повышению алактатных ана­эробных возможностей; продолжи­тельность работы — 5— 15 с, интен­сивность — максимальная;
  • позволяющие параллельно со­вершенствовать алактатные и лак-татные анаэробные способности; продолжительность работы — 15 — 30с, интенсивность — 95—100% максимально доступной;
  • способствующие повышению лактатных анаэробных возможнос­тей; продолжительность работы — 30 —60 с, интенсивность — 85 — 90% максимально доступной;
  • позволяющие параллельно со­вершенствовать лактатные анаэ­робные и аэробные возможности; продолжительность работы — 1 — 5 мин, интенсивность — 85 — 95% максимально доступной.

Планируя тренировку, направ­ленную на совершенствование раз­личных сторон анаэробной произво­дительности, очень важно правиль­но определить продолжительность интервалов отдыха между отдельны­ми упражнениями и количество их повторений.

При включении упражнений, способствующих повышению алак-татной производительности, нес­мотря на кратковременность их выполнения, необходимо, чтобы интервалы отдыха были значитель­ными и достаточными для устране­ния большей части образовавшего­ся алактатного кислородного долга

(рис. 22.6). Так, длительность пауз между 25-метровыми отрезками может достигать 1,5 —2 мин. Рабо­ту желательно выполнять сериями по 3 — 4 повторения в каждой. Между сериями предусматривают продолжительный (до 2 — 3 мин) отдых. Потребность в нем объяс­няется тем, что запасы макроэрги-ческих соединений в мышцах не­велики и для их восстановления требуется значительное время. Та­ким образом, методика повышения алактатной анаэробной производи­тельности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэто­му работа, «направленная на уве­личение уровня алактатной произ­водительности, способствует при­росту скоростных способностей пловцов, и, наоборот, при совер­шенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргичес-ких соединений в мышцах.

Применяя упражнения для по­вышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях вы­соких величин кислородного долга. Решению этой задачи способству­ют непродолжительные интервалы отдыха, при которых очередное повторение выполняется на фоне значительных сдвигов в организме пловца. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной, а может сокращаться по мере увеличения объема выпол­няемой работы. Если между повто­рениями планируются непродолжи­тельные паузы (5 —20 с), то работу целесообразно производить в пос­тоянном режиме. Если же интерва­лы между первыми повторениями значительно больше, то по мере вы­полнения работы нужно их сокра­щать, что позволит поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать глико­лиз.

Выполнение упражнений при повышении возможностей гликоли-

на олимпийской базе

подготовки пловцов США

в Колорадо Спринте

тической системы может быть не­прерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут про­плывать в занятии до 20 — 30 отрез­ков по 50 м, 10 — 20 по 100 м. Одна­ко с увеличением* объема выполня­емой работы гликолитический путь ресинтеза АТФ постепенно сменя­ется аэробным и воздействие тре­нировочного режима приобретает смешанный характер. При серий­ном планировании упражнений со значительными интервалами отды­ха между сериями этого не проис­ходит и работа выполняется преи­мущественно за счет анаэробных источников энергии.

Повышению анаэробных глико-литических возможностей пловцов способствует использование так называемой гипоксической трени­ровки. В ее основе лежит ухуд­шение снабжения кислородом работающих тканей. Достигается это различными путями: трениров­кой в условиях среднегорья, дыха­нием через дополнительное «мер-

твое» пространство (обычно через трубку длиной 25 —30 см), ограни­чением актов дыхания при про-плывании отрезков и дистанции и др. (Моногаров, 1994; Булатова, Платонов, 1996). В последние годы в крупнейших центрах подготов­ки пловцов высокого класса в раз­ных странах (Германия, США) построены специальные барокаме­ры с гидродинамическими бассей­нами (рис. 22.7), позволяющие выполнять специфические нагруз­ки в различных гипоксических ус­ловиях.

Тренировка в гипоксических ус­ловиях при одних и тех же характе­ристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубо­кие изменения во внутренней сре­де организма квалифицированных пловцов (табл. 22.8).

В процессе гипоксической тре­нировки рекомендуется учитывать следующие положения:

1. Тренировка с задержкой ды­хания является средством интен-

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов

сивного воздействия на организм, поэтому применять ее нужно пла­номерно и осторожно. Следует проплывать с задержкой дыхания отрезки не максимально доступной длины, а близкие к ним.

  1. Спринтерские упражнения (старты, повороты, отрезки 12,5 — 25 м) в значительном объеме вы­полняются при задержке дыхания.
  2. Соревновательные заплывы не следует проводить в гипоксичес-ком режиме дыхания, а надо ис­пользовать наиболее эффективный вариант дыхания для данных спосо­ба плавания и дистанции.

Чем короче тренировочные от­резки, тем большее количество циклов движений может быть вы­полнено без дыхания. Например, при проплывании серии 10 х 50 м

можно делать один вдох на 3-4 цикла, а при проплывании 4 х 500 м — один вдох на 2 — 3 цикла.

Для пловцов высокого класса ха­рактерно применение разнообраз­ных упражнений, способствующих приросту анаэробных возможнос­тей. В качестве примера приведены упражнения, широко применяющи­еся сильнейшими спринтерами США (табл. 22.9, 22.10).

В процессе работы над повыше­нием аэробных возможностей пловцов следует учитывать необ­ходимость совершенствования со­ставляющих: 1) мощности аэроб­ных процессов, выражаемой вели­чинами МПК; 2) быстроты врабаты-вания системы аэробного энерго­обеспечения работы, выражаемой во времени достижения величины МПК, необходимой для работы; 3) емкости аэробных процессов -способности к длительному удер­жанию высоких показателей аэ­робной производительности, опре­деляемой по продолжительности удержания величины МПК, доступ­ной для данной работы.

Для совершенствования аэроб­ных возможностей используются интервальный и дистанционный методы, проплывание дистанций осуществляется как в равномерном, так и в переменном режиме.

Применяя интервальный метод для повышения аэробной произ-

ТАБЛИЦА 22.10 Упражнения, направ­ленные на повышение лактатных анаэробных возможностей (Т. Джегер, М. Бионди, Э.В. Дайкен, Д. Худпол, Г. Холл, Д. Томпсон, Н. Уолкер, Л. Крайзельбург и др.)

водительности, необходимо руко­водствоваться принципами, осно­ванными на физиологическом под­ходе:

  1. продолжительность отдель­ных упражнений не должна превы­шать 1 — 2 мин;
  2. в зависимости от длины тре­нировочного отрезка продолжи­тельность интервалов отдыха, как правило, находится в диапазоне 45-90 с;
  3. определяя интенсивность ра­боты при выполнении упражнений и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170 — 180 уд-мин -1 в конце работы и 120—130 в конце паузы. Увели­чение ЧСС более 180 уд-мин -1 во время работы и снижение ее более 120 в конце паузы нецелесообраз­но, так как в том и другом случае наблюдается уменьшение ударного объема сердца и снижение эффек­тивности тренировки.

Интервальная тренировка нап­равлена в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются важней­шим фактором, лимитирующим уровень аэробной производитель­ности. Однако воздействие этого

метода не ограничивается увеличе­нием объема сердечной мышцы. Его применение развивает способ­ность к интенсивной утилизации кислорода тканями, благоприятно сказывается на уровне анаэробной производительности.

В качестве примера напряжен­ной программы с применением ин­тервального метода приведена дневная программа чемпиона Игр XXIV Олимпиады на дистанции 200 м вольным стилем Д. Армстрон­га (табл. 22.11).

Применение дистанционного метода способствует совершенство­ванию всех основных свойств орга­низма, обеспечивающих поступле­ние, транспорт и утилизацию кис­лорода. Особое значение специа­листы придают этому методу как способу улучшения капилляриза-ции мышц и совершенствования способностей, связанных с потреб­лением кислорода непосредственно в мышцах (Costil, Fink, Hargeaves, 1985; Wilmore, Costil, 1994).

Дистанционная работа обычно осуществляется во временном диа­пазоне от 10 мин до 1,5 ч при ЧСС в 1 мин от 145 до 170, что осо­бенно эффективно для повышения

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов

чемпиона 1988 г.

Развитие выносливости

функциональных возможностей сердца.

Однако наиболее широко в процессе подготовки сильнейших пловцов мира используется однора­зовое проплывание дистанций 1500 —2000 м, а также серий дис­танций меньшей протяженности — 2-3×1000, 3-4 х 600-800 м, 4-8 х 400 м. При этом, наряду с про-плыванием дистанций с полной ко­ординацией, широко используется плавание при помощи одних рук или ног, с использованием лопаток и ласт.

Наряду с этими методами для повышения выносливости к нагруз­ке аэробного характера широко ис­пользуется дистанционная работа с переменной скоростью (перемен­ный метод). В этом случае чередо­вание отрезков, преодолеваемых с относительно высокой и низкой скоростью, предполагает увели­чение ЧСС к концу «интенсивного» отрезка до 170— 175 уд-мин -1 и сни­жение ее к концу «малоинтенсив­ного» отрезка до 140—145. Длина дистанций в этом случае обычно составляет 800 — 2000 м, чередова­ние интенсивно и малоинтенсивно проплываемых отрезков может быть следующим: 25 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 50 м интен­сивно + 100 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 100 м интенсивно + 50 м компенса­торно и т. д.

Не зависимо от метода, применя­емого для повышения аэробных воз­можностей, интенсивность работы должна планироваться на основании реакции организма пловцов на пред­лагаемые упражнения и их комплек­сы. В практике реакция организма оценивается по показателям лактата в крови или по данным ЧСС. Напри­мер, ориентируясь на показатели ЧСС, тренировочную работу можно подразделить на три зоны:

1) зону поддержания уровня аэ­
робных возможностей (ЧСС —
130-145);

2) зону повышения аэробных
возможностей (ЧСС — 145—165);

3) зону максимального повыше­ния аэробных возможностей (ЧСС — 165-180).

Тренировка с преимуществен­ным использованием каждого из указанных методов имеет характер­ные особенности. Они по-разному влияют на время развертывания функциональных возможностей системы кровообращения и дыха­ния, способность к длительному удержанию высоких величин пот­ребления кислорода. Например, применение интервального и пере­менного дистанционного плавания очень эффективно для увеличения способности пловцов к максималь­но бьТстрому развертыванию воз­можностей функциональных сис­тем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методи­ческие условия проведения интер­вальной и переменной тренировок предполагают смену интенсивной работы соответственно пассивным отдыхом или плаванием с относи­тельно невысокой интенсивностью. Поэтому при использовании таких методов на протяжении одного за­нятия многократно активизируется до околопредельных величин дея­тельность систем кровообращения и дыхания, что сказывается на раз­витии способности этих функцио­нальных систем к укорочению периода врабатывания. При дистан­ционном методе этого не происхо­дит, так как пловец на протяжении занятия проходит фазу врабатыва­ния обычно не более 3 — 5 раз.

Выделять работу над повышени­ем экономичности и эффективнос­ти использования квалифицирован­ными пловцами функционального потенциала в процессе соревнова­тельной деятельности в отдельный раздел нет необходимости. Однако при решении других задач спортив­ной тренировки необходимо посто­янно совершенствовать и ука­занные способности. Например, увеличение подвижности в суста­вах в значительной мере определя­ет эффективность работы мышц в процессе выполнения основных

ЧАСТЬ 5

Развитие двигательных качеств у пловцов

двигательных действии; увели­чение аэробных возможностей яв­ляется основой для возрастания доли экономичных источников энергообеспечения при выполне­нии соревновательных упражне­ний; совершенствование техники дыхания и связанное с ним уве­личение минутного объема дыха­ния определяют увеличение доли аэробных источников в обеспе­чении работы и т. д.

Рациональное выделение всех основных способностей, определя­ющих экономичность работы, и их направленное совершенствование в комплексе с другими составляю­щими мастерства является важным разделом в развитии выносливос­ти. Особое внимание следует обра­тить на то, что экономичность ра­боты прямо зависит от доли участия аэробных механизмов об­мена в обеспечении ее энергией. Здесь решающую роль играет спо­собность пловца эффективно ис­пользовать в специфических усло­виях работы имеющийся уровень аэробной производительности. Затрудненность внешнего дыхания и периферического кровообраще­ния в силу специфических особен­ностей техники и напряженной ра­боты мышц не* позволяет спорт­смену в полной мере использовать в соревнованиях имеющиеся аэ­робные возможности. У многих квалифицированных пловцов уро­вень потребления кислорода при проплывании даже средних и длинных дистанций составляет 50 — 60 % максимально доступных им величин. Столь низкие величи­ны связаны в основном с относи­тельно невысокими величинами легочной вентиляции, которые ли­митируются особенностями техни­ки плавания и спецификой работы в водной среде. Поэтому эконо­мичность работы во многом опре­деляется рациональной техникой движений и дыхания, которую не­обходимо постоянно совершен­ствовать при плавании с различной скоростью как в устойчивом состо-

янии, так и при различных степе­нях утомления.

Доля аэробного обеспечения ра­боты, а следовательно, и ее эконо­мичность обусловливаются быстро­той развертывания функциональ­ных возможностей кислородтранс-портной системы на максимально доступном уровне и длительностью их удержания, что важно для дости­жения высоких показателей вынос­ливости на длинных дистанциях. Совершенствованию первой из этих способностей содействуют ин­тервальное плавание и плавание с переменной скоростью, а совер­шенствованию второй — дистанци­онное плавание. Кроме того, дис­танционное плавание с равномер­ной скоростью содействует форми­рованию экономного режима рабо­ты, так как при длительной работе спортсмен от цикла к циклу умень­шает количество внешних и внут­ренних помех.

Экономичность работы тесно связана с тем, насколько эффектив­но реализуется в процессе соревно­ваний имеющийся уровень различ­ных физических качеств, прежде всего силовых. В процессе трени­ровки очень важно добиться опти­мального соотношения между мак­симальным уровнем развития сило­вых возможностей основных групп мышц, проявляемым при трениров­ке на суше, и ее уровнем, развива­емым в воде. Увлечение работой над развитием силовых качеств при недостаточном внимании к их реа­лизации в процессе соревнований неизбежно приводит к снижению экономичности работы. Поэтому уместно еще раз напомнить, что высокие показатели экономичности и использования функциональных резервов организма могут быть ус­пешно реализованы пловцом в про­цессе соревнований в том случае, если указанные способности явились результатом применения специфических средств трениро­вочного воздействия. Если же они были приобретены путем использо­вания неспецифических упражне-

Источник:nashaucheba.ru

Другие публикации:

Аэробная тренировка велосипед
Как добиться рельефного тела? Диета Пампинг
БЕГОВЫЕ ЛЫЖИПЕРСОНАЛЬНО И В ГРУППАХ

Метки: , ,