Особенности развития и тренировки ловкости

30вопрос. ГИПОКИНЕЗИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

15.2.1. ПОНЯТИЯ ГИПОКИНЕЗИЯ И ГИПОДИНАМИЯ

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний — гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия — это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями идр. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие

Гипокинезия приводит к значительным изменениям в системе дыхания, сердечно-сосудистой системе, двигательном аппарате. Прежде всего она вызывает резкое снижение функции огромного числа мышечных волокон в скелетных мышцах. При длительной гипокинезии процесс ресинтеза АТФ ослаблен, снижена скорость ее синтеза и степень окислительного фосфорилирования, т. е. возникает как бы детренированность основного механизма синтеза энергии в организме

Исследование ряда дыхательных ферментов показало отчетливое снижение их активности. Падает активность НАД и СДГ. При этом в ряде случаев изменяются не только ферменты аэробного окисления, но и энзимы, принимающие участие в начальных этапах гликолитических процессов — гексокиназы, фосфорилазы и т. д. Отмечается также ослабление активности ферментов, обеспечивающих переход гликогена к участию в метаболизме по гликолитическому пути, т. е. страдает первичная подготовка субстратов гликолиза.

31. ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СЕРДЕЧНО-сосудистую и дыхательную систему и мышечный аппарат людей зрелого возроста при занятиями физической культуры

1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему

В состав сердечно — сосудистой системы входят: кровь, сосуды, сердце. Кровь является одним из важнейших компонентов данной системы, ее значение велико для нашего организма. Она выполняет ряд функций:

Работа сердца состоит из отдельных фаз: сокращение сердца — систола, расслабления — диастола.

Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см3 крови.

32. Физиологическое обоснование занятий аэробными нагрузками (оздоровительный бег, плавание и др.) с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей занимающихся.

Регулярные аэробные нагрузки ведут к тому, что организм более экономично расходует энергетические ресурсы, кроме того, период распада белка заметно снижается — метаболизм смещается в сторону анаболизма. Объясняется это тем, что уровень тиреоидных гормонов снижается. Аэробная нагрузка повышает чувствительность тканей к соматотропину, инсулину и тиреоидных гормонов. Аэробный путь синтеза АТФ запускается не сразу, а по мере поступления кислорода к мышцам. Возможности этого механизма зависят напрямую от системы дыхания и кровообращения. Топливом для этого пути синтеза АТФ являются белки и жиры организма, а также многие ферменты, коферменты, различные кислоты. При этом отсутствует накопление молочной кислоты, практически полностью отсутствуют побочные продукты распада. Мощность нагрузки в этих упражнениях такова, что энергообеспечение рабочих мышц может происходить за счет окислительных (аэробных) процессов, связанных с непрерывным потреблением организмом и расходованием работающими мышцами кислорода. Поэтому мощность в этих упражнениях можно оценивать по уровню (скорости) дистанционного потребления кислорода. Если дистанционное потребление кислорода соотнести с определьной аэробной мощностью у данного человека (т. е. с его индивидуальным МПК, или «кислородным потолком»), то можно получить представление об относительно, аэробной физиологической мощности выполнения им упражнения. По этому показателю среди аэробных циклических упражнений выделяются пять групп.

1) упражнения максимальной аэробной мощности (95-100% МПК);

2) упражнения околомаксимальной аэробной мощности (85-90% МПК);

3) упражнения субмаксимальной аэробной мощности (70-80% МПК);

4) упражнения средней аэробной мощности (55- 65% от МПК);

5) упражнения малой аэробной мощности (50% от МПК и менее).

Ведущими физиологическими системами и механизмами, определяющими успешность выполнения аэробных циклических упражнений, служат функциональные возможности кислородтранспортной системы и аэробные возможности рабочим мышц. По мере снижения мощности этих упражнений (увеличения предельной продолжительности) уменьшается доля анаэробного (гликолитического) компонента энергопродукции. Соответственно снижение концентрация лактата в крови и прирост глюкозы. При упражнении длительностью в несколько десятков минут гипергликемии вообще не наблюдается. Более того, в конце таких упражнений может произойти снижение концентрата глюкозы в крови. Чем больше мощность аэробных упражнений, тем выше концентрация катехоламинов в крови и гормона роста. Наоборот, по мере снижения мощности нагрузки содержание в крови таких гормонов, как глюкагон и кортизол, увеличивается, а содержание инсулина уменьшается. С увеличением продолжительности аэробных упражнений повышается температура тела, что предъявляет повышенные требования к системе терморегуляции.

Вопрос 33. Физиологическая характеристика спортивных игр как средств массовой физической культуры.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека. Как средство физического воспитания(эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие:

1. Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия),т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе).

2. Коллективность действий, характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр — сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников.

3. Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

4. Доступность для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне — от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью, до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений). Занятия спортивными играми — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

5. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата. В играх это только своеобразная первая ступень — «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов — индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

6. Спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр — в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. Спортивные игры несут высокий эмоциональный заряд, здесь по этому признаку все равны — «и стар и млад. Однако большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр создает известные трудности в организации педагогического процесса.

По материалам:megapredmet.ru

Читай также:

Аэробные упражнения танцы ,
Если вы завершаете аэробные упражнения до или после тренировки по силовой тренировке ,
Жиросжигающие (аэробные) тренировки для девушек и женщин ,

Метки: , ,