Аэробная выносливость в борьбе

Выносливость является наиболее важным фактором, от развития которого зависит результативность тренировочной и соревновательной деятельности борцов различных стилей. Условия соревновательной деятельности всегда предъявляли высокие требования к выносливости борца. Квалифицированный спортсмен должен быть в состоянии провести схватку и весь турнир с достаточной активностью, сохранить устойчивость технико-тактических качеств, при возрастающем утомлении, которое можно рассматривать как очень сильный «сбивающий» фактор. Поэтому в подготовке борцов имеет значение и продолжительность схватки, которая раньше длилась 20 минут. Одержать победу в таком длительном поединке мог борец с высоким уровнем развития выносливости. Сейчас максимальное время проведения схватки 9 минут. Было бы ошибочно думать, что раз время схватки сокращено более чем в два раза, то развитию выносливости не следует уделять особого внимания. Наоборот, все эти изменения выдвинули новые задачи в технико-тактической и физической подготовке. Поэтому, развитие выносливости имеет большое значение и сейчас, но оно должно осуществляться в сочетании с быстротой и силой, считает А.Г. Мазур.

С.В. Колмыков и Св. В. Колмыков, 1989, авторы книги «Спортивная борьба для юношей», говорят о том, что при воспитании выносливости с помощью различных упражнений нагрузка определяется следующими факторами: интенсивность упражнения, продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повторений. Поэтому все основные методы развития общей и специальной выносливости будут зависеть от степени вариации вышеперечисленных факторов.

Они утверждают, что главным принципом воспитания выносливости является постепенное увеличение продолжительности и интенсивности физических упражнений. Практическая реализация этого принципа предполагает наличие двух подходов. Первый, связан с представлением о том, что выносливость наиболее эффективно развивается в борьбе с утомлением. Поэтому для ее повышения рекомендуют выполнять упражнения «до отказа», использовать дополнительные средства, вызывающие более быстрое и выраженное утомление (сокращение пауз отдыха, применение дополнительных отягощений, борьба с более тяжелым партнером).

Второй подход, напротив основан на том, что прирост выносливости зависит от величин проделанной работы, целесообразно отодвигать наступление выраженного утомления (увеличение интервалов отдыха, переключения). В этом случае организм способен выполнить больший объем работы без снижения интенсивности.

Э.В. Агафонов, 1997, утверждает, что базой для развития специальной выносливости является общая выносливость. Развивая общую выносливость, преследует две основные задачи:

Создание условий для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам.

Возможность переноса выносливости в условия соревновательной деятельности.

Как отмечалось ранее, основой методики совершенствования общей выносливости является аэробная направленность. Для повышения аэробных возможностей Л.П. Матвеев, 1975, рекомендует использовать следующие методы:

Равномерный метод — применяют для воспитания общей выносливости. Этот метод тренировки характеризуется максимальной по длительности (до 40 минут) непрерывной работой борца, выполняемой с постоянной интенсивностью при пульсе не более 130 уд/мин. Работа считается равномерной, если колебания частоты пульса не превышают 3-5%. В результате такой нагрузки образуется небольшой, легко устранимый кислородный долг. Этот метод способствует установлению устойчивой взаимосвязи между функциональными системами организма. Равномерный метод применяется в учебных схватках в основном в подготовительный период тренировки, однако на всех других этапах используется как средство увеличения объема и снижения интенсивной нагрузки.

Переменный метод — применяют для воспитания общей и специальной выносливости, который характеризуется непрерывной работой, выполняемой с переменной интенсивностью, то есть, в промежутках между периодами интенсивной работы происходит выполнение упражнения с меньшей интенсивностью. Отдых, таким образом, заключается в снижении темпа и нагрузки. Но паузы в чистом виде нет.

Переменный метод тренировки является более специфичным для самого процесса борьбы. Он оказывает разностороннее воздействие на спортсмена, так как вынуждает их выполнять часть работы в анаэробных условиях мышечной деятельности, и оказывает влияние на формирование способностей резко увеличивать интенсивность выполняемой работы. В качестве упражнений — бег с периодическим изменением скорости, спортивные игры, борьба с заданием (спурты в определенные периоды схваток). Переменный метод применяют в конце подготовительного периода, как средство воспитания общей выносливости, а соревновательном периоде, как средство воспитания специальной выносливости.

Для развития специальной выносливости Э.В. Агафонов рекомендует:

Метод увеличения интенсивности упражнений и схваток, предполагает при неизменном количестве времени, отводимого на выполнения упражнения или схватки, увеличение их интенсивности. Причем, интенсивность увеличивается за счет либо увеличения темпа, либо увеличения нагрузки (например, проведение схваток с более сильным соперником);

Метод увеличения времени, предполагает постепенное увеличение в ряде занятий времени выполнения упражнений или схваток, а также времени самого занятия. Повышение времени идет до определенных величин. Необходимо выработать способность бороться в течение 9 минут схватки и в день 5-6 схваток;

Интервальный метод, предполагает увеличение выносливости за счет сокращения времени, отводимого на восстановление. На первых занятиях упражнения или схватки проводятся в виде коротких по времени, но высоких по интенсивности с длительными промежутками отдыха. На последующих занятиях промежутки отдыха сокращаются до тех пор, пока в них не отпадет необходимость. Таким же методом происходит сокращение времени между занятиями, т.е. увеличение их количества в неделю.

В.И. Рудницкий, 1990 предлагает метод круговой тренировки, который позволяет дифференцированно развивать выносливость и ее комплексные формы. Сущность кругового метода заключается в последовательном прохождении станций, на каждой станции одно упражнение. После того, как спортсменом пройдены все станции, завершается один круг, количество кругов в рамках одной тренировки может быть разным в зависимости от задач.

Коллектив авторов — А.А. Петрунев, В.В. Морозов, В.А. Вишневский, А.И. Кузнецов, 1988 отмечают, что высокий технико-тактический потенциал позволяет борцу экономнее расходовать свою энергию и снижать, последовательно, степень утомления. Обязательным компонентом тренировки, направленной на развитие специальной выносливости является совершенствование навыков выполнения технических действий на фоне утомления. При этом, выполняемые приемы должны быть уже прочно освоены, чтобы утомление не вызывало изменения структуры действия и возникновения искаженного стереотипа.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов, в зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают глобальное (при участие в ней более 3/4 мышц тела), региональное (при участии от 1/4 до 3/4 мышц тела) и локальное (менее 1/4) утомление. Для спортивной борьбы характерно глобальное утомление, так как в процессе схватки задействованы все группы мышц, все функциональные системы организма.

Для развития аэробной и анаэробной выносливости А.А. Карпинский предлагает свой взгляд на интервальный метод тренировки, суть которого состоит в следующем: периоды схватки делятся на отрезки (например, 10 секунд борьба в быстром темпе, затем 30 секунд в медленном и т.д.). В следующих тренировках отрезки борьбы в быстром темпе увеличиваются за счет уменьшения отрезков борьбы медленного темпа.

Для развития общей и специальной выносливости Х. Келер, 1984, предлагает следующую группу методов.

Повторный метод — применяют с целью подготовки спортсменов к выполнению тренировочной нагрузки определенного объема и интенсивности. Он характеризуется повторением одинаковых упражнений с интервалами отдыха, достаточным для восстановления работоспособности.

Соревновательный метод — применяют для подготовки спортсменов непосредственно к соревнованиям. Условия, которыми являются, продолжительность схваток, количество схваток, соперники (возраст, весовая категория), максимально приближены к соревновательным.

Игровой метод — в ходе подготовки спортсменов применяют с целью развития общей и специальной выносливостей. Борцы в схватке находятся в условиях вынуждающих своевременно отвечать на атакующие действия соперника соответствующими защитами и контрприемами. Физиологически и психологически это сходно с обстановкой, наблюдаемой в спортивных играх.

По словам А.Т. Мазура, следует учитывать то, что специальная выносливость у борцов проявляется сугубо индивидуально. Важной особенностью является вес борца: одни проводят схватки без выраженного утомления, в медленном темпе, оказывая на соперника преимущественно воздействие силового характера, в большинстве это борцы тяжелых весовых категорий; другие ведут схватку скоростно-силового характера и в переменном темпе, это борцы средних весовых категорий; третьи, в основном борцы легких весовых категорий, ведут борьбу в быстром темпе с воздействием на противника преимущественно скоростного характера. Реакция на тренировочные нагрузки спортсменов может быть разной, помимо состояния здоровья и тренированности также может зависеть от индивидуальных особенностей, физического развития и типа высшей нервной деятельности.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить об обязательном использовании индивидуального подхода при развитии физических качеств и особенно выносливости.

studbooks.net

Другие публикации:

Аэробика: польза аэробных упражнений ;
7 упражнений на 7 минут, которые избавят вас от болей в спине ;
Анна Куркурина: сделай себя сам ;

Метки: , ,