Аэробная выносливость у спортсменов

ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ 14-16 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ВЕЛОСПОРТЕ-BMX

КОВЫЛИН Максим Михайлович

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Заведующий кафедрой теории и методики велосипедного спорта, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, тренер высшей категории, тел. (499) 166-53-39

НЕДОЦУК Юрий Иванович

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта, тел. (499)166-53-39

КАЗАКОВ Александр Юрьевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта.

БОРОДАВКИН Александр Юрьевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Студент кафедры теории и методики велосипедного спорта.

Ключевые слова: физическая подготовка, велоспорт-BMX, специальная выносливость, аэробная работоспособность.

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме воспитания специальной выносливости у спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX. В статье представлены результаты исследования влияния усовершенствованной методики, основанной на использовании методов силовой статодинамической и аэробной интервальной тренировок, на показатели аэробной работоспособности спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX.

TRAINING OF ENDURANCE FOR ATHLETES OF 14-16 YEARS, WITH A SPECIALISATION OF CYCLING — BMX

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Head of the Department of Theory and Methods of Cycling, Ph.D., Associate Professor, Honored Trainer of Russia, Coach of the Highest Category, tel.(499) 166-53-39

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Senior Lecturer in the Department of Theory and Methods of Cycling, tel. (499) 166-53-39

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Senior Lecturer in theory and methodology of cycling.

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Student of the Department of Theory and Methods of Cycling.

Keywords: physical fitness, cycling-BMX, special endurance, aerobic capacity for work.

Abstract. This work is devoted to special endurance training for athletes of 14-16 years, specializing in cycling-BMX. The authors present the results of the study the influence of an improved method based on the use of static-dynamic strength and aerobic interval training on parameters of aerobic performance of athletes 14-16 years, specializing in cycling-BMX.

Введение. Улучшение спортивных результатов, особенно в циклических видах спорта, велоспорте-BMX в том числе, обусловлено в значительной мере проявлением у спортсменов высокого уровня специальной выносливости. В научно-методической литературе имеется немало работ посвященных исследованию вопроса методики развития этого важнейшего физического качества у велосипедистов [1, 2, 4], однако подавляющее большинство из них относится к гонщикам на треке и шоссе.

Вместе с тем многие вопросы в подготовке спортсменов, специализирующихся в велоспорте-BMX, а в частности юношей 14-16 лет, как ближайшего олимпийского резерва, изучены и решены недостаточно полно. Велоспорт-ВМХ несет весьма значительные потери талантливой молодежи при переходе спортсменов из юниорского возраста в группу взрослых. В значительной мере это результат слабого научного обоснования некоторых положений методики тренировки. В этой связи поиск наиболее эффективных и научно обоснованных путей развития и совершенствования специальной выносливости у гонщиков 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX, представляется весьма актуальным и необходимым для теории и практики BMX-спорта [3, 5].

Объект исследования: Физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в велоспорте-BMX.

Предмет исследования: Методика воспитания специальной выносливости у юношей 14-16 лет в велоспорте-BMX.

Цель исследования: Совершенствование методики воспитания специальной выносливости у юношей 14-16 лет.

1. Выявить средства применяемые для воспитания специальной выносливости у юношей в велоспорте-BMX.

2. Усовершенствовать методику развития специальной выносливости спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX.

3. Экспериментально обосновать эффективность усовершенствованной методики.

Гипотеза исследования. Предполагается, что применение в спортивной подготовке усовершенствованной методики, основанной на использовании методов силовой статодинамической и аэробной интервальной тренировки, позволит повысить уровень специальной выносливости спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX.

Результаты исследования. На основе анализа результатов исследования аэробной работоспособности спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX, полученных в ходе педагогического эксперимента, установлено достоверное повышение мощности анаэробного порога (W АнП) у спортсменов экспериментальной группы на 35,4 Вт (22,7 %), в свою очередь в контрольной группе зафиксирована лишь тенденция к повышению значения рассматриваемого показателя на 3 Вт (1,9%). Данный факт может свидетельствовать об увеличении аэробных возможностей промежуточных и гликолитических мышечных волокон у спортсменов экспериментальной группы. Говоря о показателе ЧСС АнП можно отметить тенденцию к повышению значения как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Кроме того, отмечается тенденция к увеличению значения относительного ПК АнП в экспериментальной группе на 2,6 мл/мин/кг (8,5%), вместе с тем в контрольной группе прослеживается тенденция к понижению значения данного показателя на 0,5 мл/мин/кг (- 1,6 %). В то же время прослеживается недостоверное увеличение значения показателей абсолютной и относительной массы тела МПК как в контрольной (0,1 л/мин и 1,3 мл/мин/кг), так и в экспериментальной группах (0,1 л/мин и 1,2 мл/мин/кг соответственно) (табл. 1.).

Изменения показателей аэробной работоспособности спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX в результате педагогического эксперимента

№ п/пПоказателиДо экспериментаПосле эксперимента% прироста
КГЭГКГЭГКГЭГ
1.W АнП, Вт159,4156,1*162,4х191,5*х1,922,7
2.ЧСС АнП, уд/мин150,3147,8152,1150,31,21,7
3.ПК АнП, л/мин2,32,12,22,4-4,314,3
4.Относ. ПК АнП, мл/мин/кг31,230,530,733,1-1,68,5
5.W МПК, Вт302,3300,7303,5305,40,41,6
6.МПК, л/мин3,83,63,93,72,62,8
7.Относ. МПК, мл/мин/кг51,950,653,251,82,52,4
8.ЧССmax, уд/мин185,3183,2184,1179,5-0,7-2,1

* — наличие достоверности различий в показателях до и после эксперимента (при Р

х — различия достоверны между экспериментальной и контрольной группами (при Р

W АнП, Вт — мощность на уровне анаэробного порога. Оценивается аэробная подготовленность мышц (силовая выносливость, максимальный окислительный потенциал);

ЧСС АнП, уд/мин — частота сердечных сокращений на уровне анаэробного порога;

ПК АнП, л/мин — потребление кислорода на уровне АнП. Оценивается аэробная подготовленность мышц (силовая выносливость, максимальный окислительный потенциал);

Относительное ПК АнП, мл/мин/кг — потребление кислорода относительно массы тела на уровне анаэробного порога;

W МПК, Вт — мощность на уровне МПК;

МПК, л/мин — максимальное потребление кислорода на данный момент тестирования;

Относительное МПК, мл/мин/кг — максимальное потребление кислорода относительно массы тела;

ЧССmax, уд/мин — максимальное значение частоты сердечных сокращений.

Кроме того, в результате педагогического эксперимента в обеих группах выявлена тенденция к снижению максимальной ЧСС. В экспериментальной группе снижение составило -2,1 %, в контрольной — -0,7 %. Это может свидетельствовать о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы спортсменов обеих групп (рис 1).

Рис.1 Динамика изменения показателей аэробной работоспособности спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX в результате педагогического эксперимента (в %)

1. Установлено, что для воспитания специальной выносливости основными тренировочными упражнениями в BMX-спорте являются специально-подготовительные упражнения:

— работа силовой направленности на велотренажерах, совершенствующая главным образом сократительную функцию мышц;

— концентрированная работа на велотренажерах с дозированной нагрузкой;

— тренировка на специальных силовых тренажерах с дозированной нагрузкой.

Также используются упражнения общей физической подготовки — средства для развития преимущественно окислительных свойств мышц и энерготранспортной функции КрФ (работа с отягощениями в интервальном режиме, бег и прыжковые упражнения в гору, бег по глубокому снегу и песку). Развитие реактивной способности, скоростных и упругих свойств мышц (интенсивные прыжковые упражнения, взрывная работа с отягощениями в повторном и интервальном режимах, выполнение упражнений в облегченных условиях).

2. Методика воспитания специальной выносливости юношей 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX усовершенствована путем дополнения методами силовой статодинамической и аэробной интервальной тренировки, которые направлены на увеличение силовых и аэробных возможностей мышц.

3. В результате внедрения в спортивную тренировку юношей 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX, методики воспитания специальной выносливости зафиксировано достоверное повышение мощности анаэробного порога (W АнП) у спортсменов экспериментальной группы на 35,4 Вт (22,7 %), что свидетельствует об увеличении аэробных возможностей промежуточных и гликолитических мышечных волокон, вместе с тем, отмечается тенденция к увеличению значения относительного ПК АнП на 2,6 мл/мин/кг (8,5%). Кроме того, в результате педагогического эксперимента в экспериментальной группе выявлена тенденция к снижению максимальной ЧСС (на 2,1 %), что может говорить о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы спортсменов.

На основе анализа данных, полученных в результате исследования, можно сделать вывод об эффективности применения усовершенствованной методики воспитания специальной выносливости спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-BMX.

1. Захаров А.А. Физическая подготовка велосипедиста: учебное пособие / А.А. Захаров. — М.: ФОН, 2001. — 124 с.

2. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Д.А. Полищук. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 344 с.

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Другие публикации:

VO2 max как объективный показатель аэробной выносливости ,
Men s Health ,
5 приемов «аэробики для мозга» ,
Анаэробные нагрузки – что это такое и зачем они нужны ,
Аэробика в Москве: Гимнастика оздоровительная ,

Метки: , ,