1 Определение выносливости в спортивной борьбе

Через некоторое время после начала поединка борец начинает чувствовать, что бороться становится все труднее и труднее. В схватку вступает незримый противник, победить которого порой труднее, чем самого грозного конкурента. Закончилась схватка, а борец все еще продолжает бороться с соперником в себе. Имя его утомление. Способность борца противостоять утомлению в ходе тренировочной или соревновательной деятельности характеризует его специальную выносливость. Выносливость борца в соревновательной деятельности определяется его способностями эффективно и с высокой степенью надежности использовать свои технические, тактические, функциональные и волевые потенциальные возможности в ходе как одной схватки, так и всего турнира.

В тренировочной деятельности выносливость борца характеризуется способностями выполнять значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, осваивать и совершенствовать в минимальное время и с оптимальным напряжением технико — тактические действия. Под общей выносливостью борца принято понимать способность борца к длительному выполнению работы умеренной интенсивности с участием в ней всего мышечного аппарата.[1]

От уровня её развития зависит не только интенсивность ведения поединка, но и выполнение атакующих, контратакующих и защитных действий. Если выносливость недостаточно развита, борец во время поединка утомляется, не способен атаковать, контратаковать и эффективно защищаться, не смотря на самые благоприятные условия, и проигрывает схватку. Поэтому совершенствование этого физического качества имеет большое значение во всех видах спортивной борьбы.

Наблюдения за сильнейшими борцами показали, что их отличает не только виртуозное владение техникой, но и способность вести схватку в высоком темпе с сохранением достаточной эффективности и надежности технико — тактических действий. Поэтому понятно, что развитию и совершенствованию выносливости борцов следует уделять большое внимание.

Выносливость борца характеризуется, как способность выполнять работу большой продолжительности «при самом различном напряжении сил». Она вырабатывается в вольных схватках при постепенном увеличении их длительности и количества в течение дня. [1]

Позднее, выносливость была подразделена на общую и специальную, и для совершенствования каждой предлагались различные методы, в том числе равномерный, переменный, повторный, интервальный. Проблеме воспитания выносливости специалисты придают большое значение. Имеется много общих рекомендаций по развитию выносливости, которые охватывают большое количество средств и методов. Многообразие средств и методов, используемых для развития выносливости, объясняется тем, что методика воспитания выносливости в борьбе складывалась эмпирически и не всегда базировалась на достаточно полных знаниях физиологических механизмов.[2]

Разделение борцов на весовые категории, число которых увеличилось, настоятельно выдвигает необходимость уточнения общих методических рекомендаций по совершенствованию выносливости применительно к отдельным категориям или группам весовых категорий.

В педагогической практике, как правило, даются одинаковые задания всей группе борцов, хотя среди них всегда есть представители разных весовых категорий, возраста и мастерства. Тренеры иногда рекомендуют индивидуальные задания, скажем, борцам — тяжеловесам, но такие рекомендации чаще всего основаны лишь на интуиции, а поэтому не всегда достаточно эффективны.[3]

Ярким свидетельством того, что подход к борцам всех весовых категорий не всегда рационален, может служить то обстоятельство, что трудности и проблемы чаще всего возникают при подготовке борцов крайних весовых категорий. Все это в полной мере касается методики совершенствования выносливости.

Известно, что выносливость спортсменов различного телосложения (а именно к ним можно отнести борцов разных весовых категорий) неодинакова. Поэтому, давая одинаковые тренировочные задания по совершенствованию выносливости борцам разных весовых категорий, нельзя достичь одного и того же эффекта. Принцип групповой индивидуализации позволяет в рамках общих занятий давать группам спортсменов (в данном случае представителям разных весовых категорий) различные, но оптимальные для них задания. Соответственно и методические рекомендации должны разрабатываться для каждой такой группы.

Источник:sport.bobrodobro.ru

Ссылки по теме:

1 гликолиз аэробное окисление

Метки: , ,